Французская таможня переживает не лучшие времена

Французская таможня переживает не лучшие времена

Экономический кризис вынудил европейские правительства существенно урезать бюджеты многих государственных служб. Не обошло это стороной и таможенников. Их штаты были повсеместно сокращены. Европейские государства сэкономили немалые суммы на зарплатах, в первую очередь, причитавшихся низовым звеньям таможенной вертикали.

Теперь европейцы начинают пожинать плоды такой экономии. Первыми опомнились французы, обнаружившие, что их границы стали прозрачны для потоков контрабанды. Так, в аэропорту Канн, таможенный досмотр теперь осуществляют 4 человека, вместо еще недавно работавших там 20 таможенников. И это при том, что французский Лазурный берег издавна облюбовала в качестве поля своей деятельности калабрийская мафия, рассматривающая Канны в качестве удобного поля для «перевалки» мелких и средний партий контрабандных товаров на европейский рынок.

Похожая ситуация в Гавре – морских воротах всего парижского региона. Здесь дефицит сотрудников дополняется техническими проблемами. Единственный сканер, способный «просвечивать» контейнеры отслужил свои сроки и выведен из эксплуатации, а на покупку нового элементарно нет денег. Нехватка денег стала причиной прекращения патрулирования прибрежных вод таможенными катерами. Теперь они стоят на привязи у причалов.

Но и это еще не все. Таможенники говорят о том, что внутриведомственный учет фиксирует растущий объем перевозок, который на фоне сокращения персонала приводит к росту нагрузки на одного работника. Так, если 10 лет тому назад таможня в Гавре обрабатывала 1,2 млн. контейнеров силами 560 своих сотрудников, то сегодня уже 2,5 млн. контейнеров досматривают 400 человек.

В целом же, за последние 20 лет количество таможенников во Франции сократилось с 22 500 человек в 1993 году до сегодняшних 16 662. В следующем году планируется штаты таможни сократить еще на 300 единиц. И это при том, что только около половины из всех работников ведомства занято непосредственными проверками. Остальные – это работники вспомогательных служб и административный персонал, часто выполняющий свои функции вдали от границы.

Статистика говорит о том, что с 2011 года количество конфискованных французской таможней товаров сократилось наполовину. Сами же таможенники указывают на то, что около трети проверенных в прошлом году контейнеров, пересекавших границу Евросоюза во Франции, были оформлены с нарушением действующего законодательства. А это означает рост на 22% потенциального конфиската по сравнению с 2011 годом.

Сегодняшние проблемы экономических границ Евросоюза отлично осознаются евродепутатами и чиновниками, которые, впрочем, пока лишь разводят руками. Они бессильны перед лицом того сокращения расходов на содержание административного аппарата, которое спровоцировал экономический кризис. Более того, несмотря на всю приоритетность задач формирования внутреннего рынка ЕС и, связанную с этим необходимость его защиты от товаров извне, проблемы таможни и впредь будут решаться в «остаточном» режиме.

В Брюсселе, в комитетах Европарламента, нередко можно услышать, что границы Евросоюза превращаются в решето, не способное защитить потребителей от волны контрафакта и контрабанды. Службы по защите прав потребителей, уже на внутреннем рынке, все чаще сталкиваются с товарами, которые раньше не попадали в Европу. Это подделки, часто выполненные из материалов, запрещенных или ограниченных европейцами в производстве товаров широкого потребления. В этом вопросе еврочиновников активно поддерживают профсоюзные лидеры, которые обеспокоены возможными увольнениями европейских рабочих, вызванными наплывом из-за границы второсортных и дешевых товаров.

Во Франции не скрывают, что охрана экономических границ более не будет осуществляться систематически, а лишь выборочно. Уже сегодня «по-старинке» обрабатывается до 2% от всех товаров пересекающих границу Франции. В отношении досмотра остальных решение принимается лишь после оценки специальной компьютерной программой, призванной установить степень риска товарной партии.

Статьи бюджета страны, определяющие финансирование таможни на 2017 год, верстались с учетом таких нововведений. Впрочем, не только бюджет задает тон таким изменениям. Не следует сбрасывать со счетов и инициативу самих таможенников, берущих «встречные обязательства», побуждающие их к невиданной ранее оперативности при досмотре товаров. В планах французской таможни на 2017 год сократить среднее время досмотра одной партии товара до 4 мин. 45 секунд. В 2016 году это время уже не должно превышать 4 мин. 30 сек. А ведь совсем недавно – в 2004 году среднестатистическая проверка длилась 14 минут.

Сами же таможенники говорят, что при таком положении дел они неизбежно будут концентрировать усилия только на серьезных нарушениях правил пересечения границы. Правда, такой подход, в свою очередь, повышает значение своего рода разведки, заблаговременно снабжающей таможенников информацией о намерениях крупных контрабандистов, «переваливающих» через границы большие объемы контрабанды. Содержание таких служб, разумеется, требует финансирования из государственного бюджета. Уже только одно это обстоятельство способно сегодня «похоронить» любую инициативу по ее созданию.

Однако сложности у европейской таможенной системы вызваны отнюдь не только непростым состоянием финансовой системы Евросоюза. Куда большее значение на ослабление норм и процедур досмотра оказала глобализация, вызвавшая взрывной рост числа контрактов на поставку товаров в Европу. Сегодня уже никто не ставит под сомнение того, что ограничение внешнеэкономических связей равносильно отказу от борьбы за лучшие условия ведения бизнеса. Времена, когда государство могло позволить себе встать на защиту национальных товаропроизводителей, кажется, канули в вечность. Поэтому и меры, рассматриваемые европейскими правительствами, связаны с улучшением делового климата в странах-членах Евросоюза. В ЕС в порядке вещей сегодня говорить о формировании «дружественной» (по отношению к бизнесу) администрации. В рамках такого подхода, ужесточение правил таможенного досмотра, вряд ли может быть реализовано. Скорее, наоборот, таможню ждут еще более сложные времена.